delta-servis.ru
ремонт бытовой техники Прайс ценустановка и подключение стиральных машинзапчасти стиральной машинывызов мастеравакансииконтакты
  ХОЛОДИЛЬНИКИ  BOSCH  INDESIT  ELECTROLUX  CANDY  ZANUSSI  ARISTON  SAMSUNG  LG

Обслужим в ЮЗАО
Починим в ЮВАО
Починка ЮАО
Ремонтник ЦАО
Ремонтируем в САО
Ремонт в СВАО
Ремонты в ВАО
Чиним в ЗАО
Восстановим в СЗАО
Московское метро
Для Подмосковья


  обслуживание в Мытищах -

  мастерская в Балашихе -

  сервис в Королёве -

  офис для Щелково -

  Железнодорожный -

  услуги в Ногинске -

  service Реутов -

Восстановление работоспособности стиральных машин в Мытищинском районе. Продажа запчастей.

Церковь Рождества Христова из села Осташково.

В селе Осташково Мытищинского района расположилась церковь Рождества Христова, датируемая 1699 годом. Настоятелем указанной церкви является священник Кулешов Виталий Юрьевич.

Стоит отметить, что одно из первых письменных упоминаний села Осташково принадлежит началу семнадцатого века. В те времена Осташково являлось владением князей черкасских. Князь Инал – их предок, был владельцем Кабадры. Данный факт поспособствовал тому, что на центральном малом щитке «черкасского» герба была изображена на горностаевом поле золотая держава, в четверти первой – на белом коне черкес с копьем в княжеской шапке, в четверти второй – скрещенные стрелы и три серебряные звезды, а поверх щит с полумесяцем, это стало свидетельством мусульманского происхождения указанного рода. Князья Черкасские на Руси не только приняли крещение, но и породнились с Рюриковичами: Мария Темрюкова (одна из княжон) – была второй женой государя Ивана Грозного.

Принадлежало Осташково князю Черкасскому Ивану Борисовичу, ближнему боярину и двоюродному брату царя Романова Михаила Федоровича. Родитель Ивана Борисовича был в близком родстве с князем Темрюком из Кабарды, тот приходился ему дядей. А матерью его была Романова Марфа Никитична, тетушка царя Михаила. Когда Борис Годунов избирался на царство, а это было во время 1598 года, то соборное определение об этом подписано было князем Черкасским, служившим тогда стольником. Но, несмотря на это, князя схватили по отданному царем Борисом приказу в 1599 году, когда был арестован весь род Романовых и их близкие; даже друзей и знакомых не миновала эта участь. Князь Черкасский оказался под арестом еще и по причине давней дружбы его отца с Отрепьевым Григорием, который в будущем стал Лжедмитрием Первым. А князь Иван Борисович и сам ему "честь оказывал".

По боярскому приговору 1601 года князь Черкасский попал под действие самой высшей меры наказания - это была ссылка в Сибирь, причем он один из всех арестованных получил столь суровое наказание, а все имущество князя было отписано государю. Затем, по неизвестной причине, страшная ссылка в Сибирь была заменена на проживание в Нижнем Новгороде, а позднее и вообще князь Черкасский получил милостивое разрешение вернуться в Москву.

А вот времена, когда правил царь Шуйский Василий, опять приблизили князя Черкасского к престолу, сделав его кравчим. 1610 год принес князю успешное командование полком и предоставил возможность отличиться в Ходынском сражении с поляками, но в 1611 году его пленили коварные владимирцы, поддерживавшие притязания на российский престол королевича из Польши - Владислава.

Однако самый крутой поворот судьба князя преподнесла ему после того, как на царствование вернулся род Романовых в лице Михаила Федоровича. Князь Черкасский был введен в постоянный совет при государе совместно с Шереметевым И.Ф. и Романовым И.Н., а в 1613 году получил титул боярина. Спустя пять лет князь, теперь уже боярин Черкасский Иван Борисович отправляется в город Ярославль, чтобы призвать там воинскую рать для оказания неотложной помощи Москве, находящейся в осаде у войска польского. С набранными им воинами-ярославцами князь освобождает сразу три уезда: Ярославский, Белозерский и Устюжский, разгромив там польские отряды наголову.

В последующее время сразу семь приказов при дворе были отданы под его управление, это Стрелецкий, Иноземный, Рейтарский, Аптекарский, Казенного двора и Большой Казны. Это говорит о том, что князь пользовался безграничным доверием государя. Иван Борисович неотступно был при царской персоне, сопровождая государя на многочисленные богомолья, участвуя в посольских приемах и даже оказывая помощь при выборе царских невест. Однажды, при отъезде царя Михаила в Ярославль на очередное богомолье, князь Иван Борисович был оставлен им на "ведание Москвой", ему всецело доверялось управление столицей. Возможности его влияния и всемогущества трудно переоценить, ко всему прочему он являлся едва ли не самым богатым человеком своего времени.

Осташково село

Село Осташково - малонаселенное подмосковное имение князя Черкасского, имевшее склонность к еще большему сокращению числа жителей. По статистическим данным того времени в этом селении было 14 подворий в 17 веке, в конце 18 века насчитывалось всего 7 дворов, а середина 16 века могла похвастать только пятнадцатью лицами мужского и двадцатью четырьмя - женского пола, кои проживали уже в шести подворьях.

Князь Черкасский распорядился построить в 1617 году в имении Осташково деревянный храм Рождества Христова, в котором непременно должен быть придел Николая Чудотворца. По всей видимости, существование этого небольшого храма было весьма недолгим. Уже в 1621 году, 17 октября владелец Осташкова получил от Святейшего Патриарха Филарета грамоту-разрешение на возведение новой церкви в селе взамен сгоревшего деревянного храма. "...в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго", - эта часть записи Писцовой книги 1623 года свидетельствовала о наличии уже нового храма в имении князя.

1642 год стал годом кончины князя Черкасского Ивана Борисовича. Поскольку он не имел прямых наследников, то ближний боярин и воевода - двоюродный брат князь Черкасский Яков Куденетович унаследовал все его богатство. Естественно и имение Осташково тоже перешло к новому хозяину, боевому воеводе и выдающемуся полководцу при царе Алексее Михайловиче. Князь Яков Куденетович был известен тем, что разгромил войска польских гетманов Гонсевского и Радзивилла, завоевал Вильно, столицу Литвы. В 1666 году наследником огромного состояния князя Якова, после его смерти, стал князь Черкасский Михаил Яковлевич - сын полководца, ближний боярин и последний тобольский воевода.

При Михаиле Яковлевиче Осташковскую деревянную церковь Рождества Христова заменили новым кирпичным храмом, выстроенным крепостным архитектором Потехиным Павлом, по предположительным данным. Эта прекрасная церковь дожила до нашего времени, сохранив свое предназначение.

В начале 19 века знаменитый род богатейших князей Черкасских был прерван на сыне Михаила Яковлевича - Алексее, получившем имение Осташково в 1713 году, после кончины отца. Единственной и последней наследницей всех богатств князей Черкасских стала княжна, фрейлина, а позже и статс-дама Варвара Алексеевна. Она была очень разборчива в женихах, поскольку понимала прекрасно, что многие мечтали о брачном союзе с нею из-за её огромнейшего наследства. Отказ от княжны получил блестящий Карл Левенвольде, царедворец; также отказано было и известному поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, искавшему руки Варвары Алексеевны. Богатой невесте было уже тридцать три года, когда её мужем стал граф Шереметев Петр Борисович, владелец селения Троицкого, расположенного по соседству с Осташковом. После заключения брака между соседями оба владения были благополучно объединены.

Жостовской декоративной росписи, как всемирно известному промыслу, дал начало 1810 год, когда было организовано производство изделий из папье-маше в Осташковских мастерских. Затем там начали изготавливать расписные жестяные подносы с лаковым покрытием, получившие большое признание, благодаря необыкновенной красоте и яркости росписи.

Владельцы Шереметевы занялись восстановительными работами и первыми переделками осташковского храма. Площадь храма была расширена, значительно увеличены окна и арки, от этого стало светло и просторно внутри помещения. Был искусно обновлен иконостас, церковь получила богатое убранство и новую утварь. В 1815 году возвели в стиле ампир новую скромную колокольню в три яруса согласно проекту Орденова К.С. Об этом событии свидетельствует закладная доска церкви своей краткой надписью. А вот придел во имя Илии Пророка пристроили к основному зданию храма уже через 15 лет после основного строительства.


Вторая половина 19 века стала временем создания основного Центрального иконостаса в храме. Большая часть его икон написана с истинной любовью живописцами Московской школы Соколова И.А. Помещение церкви было холодным, поэтому в 1894 году занялись её утеплением, а несколько позже сельчане на свои средства пристроили ризницу и паперть. 19 век добавил ещё некоторые мелкие пристройки к храму, а трапезная была обновлена свежей росписью. В 1903 году фасады храма Рождества Христова были покрыты штукатуркой, которая скрыла весь изначальный декор церковного убранства. Вероятнее всего - у храма было сначала пятиглавье и целый ряд изящных кокошников завершал все приделы и центральную часть, венчая их стены. Лишь ажурные кресты на главках, выполненные в конце 17 века, до сих пор красуются на своих местах. Вторая половина 19 века свидетельствует о возникновении Центрального иконостаса храма, а вот покрытие масляной росписью всего интерьера и появление малых пристроек у колокольни - это уже начало двадцатого века. Резчики из мастерской Елисеева Е.П. старательно поработали над обновлением деревянной резьбы в 1904 году, а живописцем Немировым Б.Е. была подарена новая жизнь искусным росписям и иконам храма.

Осташковский храм Рождества Христова, конечно же, не обошла революция и не менее суровые послереволюционные годы. Несколько раз изымались ценности из храма, правда - иконы оставались нетронутыми, а вот богатые оклады и золоченые ризы, церковная утварь были экспроприированы, но храм оставался открытым. Это единственный из всех храмов на Мытищенской земле, проводивший регулярные богослужения во все времена своего существования. В военные годы Гумилевский Василий, служивший священником в храме, собирал осташковских детишек, чтобы покормить их, когда была такая возможность. А чтобы оградить село и церковь от попадания снарядов, священнослужитель усердно молился, стоя на крыльце церкви, пока бомбежка не кончалась.

Церковь поселения Осташково являет собой образец истинного храма вотчины. И никакими последующими пристройками его облика испортить не смогли. По своей архитектуре храм - типичный представитель церквей всех посадов 17 века. Как вотчинный храм он выглядел весьма скромно, несмотря на то, что именовался царским и его главки покрывали венцы, свидетельствуя о родстве князей Черкасских с такими царями как Иван Грозный и Михаил Романов. Полукруглая апсида и ныне одноглавый бесстолпный четверик составляют основной объем храма. Трапезная соединяет одноглавые приделы во имя Ильи Пророка и Николая Угодника, примыкающие к углам храма с запада.

Множество икон 18-19 веков, сделанных по специальному заказу для Осташковского храма, а также подаренных ему прихожанами, прекрасно сохранились и дошли до наших дней благодаря тому, что храм не был варварски разорен и закрыт советской властью. Церковью и сейчас хранятся некоторые семейные иконы с изображениями святых покровителей всех членов семьи. Такую семейную икону святых Афанасия, Феодора и Макария подарил архистратиг Михаил.

Жители Ульянкова отдали в храм икону Федоровской Божией Матери уцелевшую в сильном пожаре, уничтожившем почти всю деревню. К наиболее почитаемым относят также местную икону святого Харлампия, носимую по всем деревням округи во время массовых эпидемий. Икона Николая угодника обладает весьма непростой интересной историей. Эта икона названа некоторыми прихожанами Николой-Окопником, она была случайно обнаружена осташковскими женщинами и детьми при рытье окопов в военное время. Очистив найденную деревянную доску поняли, что нашли икону Николая Чудотворца. Очевидцы свидетельствовали, что с началом бомбежки испуганные ребятишки собрались в кучку, а женщины, взявши в руки найденный образ, обошли все окопы и с того момента фашистские бомбардировщики перестали прилетать сюда. Некоторое время чудотворная икона ещё оставалась в окопах. Бойцы молились на этот образ перед боем, сделав из доски с образом Николая Чудотворца дверь в землянку. Когда же линия фронта передвинулась на Запад, отбросив фашистов от Москвы, солдаты принесли икону в храм Рождества Христова в Осташкове.

Этот светлый храм признан самым красивым строением Мытищинских окрестностей. Он гармонично сочетает в себе некоторые черты различных стилей архитектуры, прекрасной иконописи, редкой талантливой росписи стен и интереснейшего декора церковного убранства. Различные по стилю и исполнению элементы этого убранства не только не мешают соседству, но делают ярче и богаче общее восприятие прекрасных творений рук человеческих, вдохновленных благодеянием и любовью к созиданию. На примере Осташковского храма наглядно прослеживается развитие церковной русской архитектуры в течение четырехсот лет.

Русско-византийский стиль характеризует мощные храмовые стены, поэтому на их фоне ампир колокольни выглядит удивительно легко и ажурно. Манера 18-го века сразу же видна в прекрасной иконописи главного иконостаса с тончайшей резьбы обрамлением в стиле русской старины. Характерные росписи стен начала двадцатого века выполнены в сказочно-былинном стиле русского художника В.М.Васнецова. Искусное резное ограждение алтарей, скамьи, выполненные в начале двадцать первого века - тоже напоминание о времени русских былин. Все эти черты искусства создают общий исторический и художественный образ старины и особой притягательности нынешнему неустаревающему храму.

Особенно хорошо смотрится сейчас храм с противоположного берега Клязьминского водохранилища. Мастера-жостовцы часто используют силуэт колокольни на фоне разлившейся воды, изображая его в жанровых сценах росписи своих знаменитых подносов. В 1980 году церковь Рождества Христова в Осташкове была признана памятником архитектуры и взята под охрану государством.

Трехсотлетний юбилей храма Рождества Христова был приурочен в Осташкове к великому празднованию двухтысячелетия Рождества Христова. Большое торжествование было возглавлено Высокопреосвященнейшим Григорием, архиепископом Можайским. Ныне храмом организована успешно действующая воскресная школа. В Осташковском приходе возникла мастерская "Земстии", творческая работа мастеров которой создает цельный художественно-архитектурный комплекс при храме Рождества Христова в Осташкове. Деревянный Поклонный крест стоит перед въездом в село. Оформление автобусной остановки и деревенского колодца выполнены также в сказочной манере великого В.М.Васнецова.

Осташковская церковь является не просто религиозным учреждением, она еще достойно выполняет ответственную роль памятника культуры и истории. Здесь часто бывают различные экскурсии из ближних и дальних мест. Клир храма поддерживает теснейшие культурные связи с Останкинским музеем-заповедником, также принадлежавшим в давние времена Шереметевым.

Миссионерская карта Осташковского храма включает в себя деревни Сорокино и знаменитое Жостово, и ещё Пансионат. Часовня Смоленской иконы Божией Матери, что расположена на земле деревни Чиверево, приписана тоже к храму. Первой деревянной часовне, построеной в деревне в 1844 году, было суждено впоследствии сгореть, а на том же месте в 1902 году возвели маленькую часовенку из кирпича. Щедро изукрашеная декором из тесаного кирпича, она венчалась одной главкой, согласно проекту, созданному епархиальным талантливым архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским.

Во время, наступившее после свершения революции, часовню закрыли, вследствие чего были утеряны часть интересного декора, редкий интерьер, завершение главки на часовне, а еще поврежден цоколь. Утраченную главу с крестом восстановили в 2001 году, а в часовне сделали небольшой частичный ремонт. Часовня иконы Божией Матери Смоленская является приписной к Христорождественскому храму в Осташково.

Этот храм можно найти по адресу: село Осташково, Мытищенского района, дом № 38.

Можно позвонить по телефону: 8 495 588-87-42


 


reyting@mail.ru